Очень часто на форуме приходится сталкиваться с мнением о том, что покупка на Бриклинке (да и вообще, в интеренете с доставкой почтой) — огромный риск, трата нервов и большая вероятность остаться без денег, и якобы покупать нужно только при личной встрече в своем городе, максимум — с пересылкой внутри страны. Безусловно, ничего надежнее личной встречи нет, но я бы хотел поделиться своим опытом и показать, что происходит в самом хужшем случае — когда вас обманули на Бриклинке. Начать стоит с того, что сам Бриклинк — совершенно непростое место. Тут принципиально не может быть людей, которые ищут возможности нажиться путем обмана. Система рейтинга, отзывов и постоянной модерации построена так, чтобы предоставить покупателю самый широкий и прозрачный выбор предложений. И если Бриклинк несет отвественность за организацию шоппинга и взаимодействие покупателя и продавца, то за ваши деньги отвечает Пейпал. До сих некоторые пользователи удивленно спрашивают, неужели нельзя оплатить любым другим способом, чем связываться со "сложным" пейпалом. Дело в том, что платежная система, хотя и может выглядеть сложно (на самом деле, она проще, чем управление страницой вконтакте), она гарантирует безопасность сделки: ваши деньги не уходят в пустоту, они продолжают контролироватья до тех пор, пока вы не получите посылку и не убедитесь, что сделка прошла успешно. Ну, а что происходит, если сделка успешно не прошла, я опишу ниже. Предположим, я ну о-о-очень люблю модулярные здания. Но моя учеба в университете выпала на годы, когда были выщены самые классные из зданий. И теперь мне остается только "догонять" остальных и ловить классные предложения на Бриклинке. Поэтому по вечерам, после работы я люблю заглядывать в раздел новых предложений и проверять, есть ли хорошие скидки и удачные лоты. И вот, в октябре внезапно успех — 10251 Brick Bank — новый, запечатанный, за 130 долларов (~8300 рублей)! Сразу же проверяем второе самое дешевое предложение. Это был магазин из штатов, отдававший запечатанный банк с помятым углом коробки за 8500 рублей. Пишем продавцу с вопросом о стоимости доставки. Ответ — аж 69,66 долларов (целых 4500 рублей)... Ну нет, спасибо, но не нужно. Возвращаемся в первому варианту. Проверяем магазин... На момент заказа у магазина был рейтинг = 0, очевидно, магазин только открылся и среди ассортимента был только один набор — 10251, но уже 6 заказов. Очевидные минусы такой сделки: 1) магазин только что открылся и нет нкиакой гарантии, что сделка здесь окажется удачной. Это не обязательно обман, но может оказаться и так, что продавец просто не до конца знаком с особенностями системы продажи и накосячит во время сделки; 2) в магазине слишком маленький ассортимент — только 1 набор; 3) у магазина нет ни правил, ни условий сделки, ни описаний вариантов доставки (зато выбраны все валюты, какие только можно). Плюсы такой сделки: 1) магазин находится в соседней стране — Украина; 2) среди достуных валют — российский рубль, а значит я экономлю на обмене валюты; 3) это все так же может быть прекрасной возможность сделать очень выгодную покупку. Конечно, если не вдаваться во всякие "если", такое предложение на Бриклинке — самый настоящий развод с вероятностью 95%. Если такое попадается на глаза — сразу закрываем и идем дальше. Но, как я уже сказал, я ну о-о-очень люблю модулярные здания, плюс я знаю, что я плачу через Пейпал. Делаем заказ... Сразу после заказа начеркаем продавцу самое простое письмо. Это можно делать и до закза, и неважно, что вы спрашиваете — это всегда хороший способ узнать очень много о продавце: что он ответит, как быстро, в каком стиле, насколько полную информацию даст. Удвительно, наш продавец отвечает уже на следующий день, все очень культурно и приятно. Ждем счет. Приходит счет, и доставка всего 20 долларов (!!!) за коробку весом почти 3 килограмма. Либо я на пути к успеху, либо на пути к успеху продавец... Сразу обращаем внимание, что контактный электронный адрес на Бриклинке и адрес для оплаты в Пейпале — совершенно разные — это абсолютно точно не к добру. Но я же говорил, что готов на все ради модулярных зданий? На следующий день делаем оплату. Как обычно, легко и без проблем переводим нужную сумму. В личном кабинете и на почте — полный обзор операции. Продавец подает признаки жизни и принимает наш платеж. А здесь начинается самое интересное. Обращаю внимание, что платеж был получен 12 октября. Уважающий себя продавец тут же или хотя бы на следующий день обновит статус заказа на Бриклинке — поставил статус "Paid" (Оплачено). В нашем же случае — никаких движений. Продавец хотя и заходил на Бриклинк 12 октября (это можно просмотреть на страничке профиля), но никаких действий не предпринял. Как правило, упаковка и отправка заказов занимают не больше 3 рабочих дней. Но никто не запрещает лишний раз подтолкнуть продавца. Сразу после приема платежа кинем письмо с вопросом, как скоро посылка будет отправлена. Ответ получаем спустя 4 дня (!). Не очень приятно, но мы ждем и верим в честность продавца, тем более, что дана четкая дата отправки. Думаю, говорить о том, что заказ так и не был отправлен, а продавец больше не отвечал на письма, будет лишним. После оплаты прошло уже 10 дней, так что берем номер заказа и смело идем в Problem center на Бриклинке — решать проблему! Самый оптимальный срок выжидания — это неделя. Не нужно бежать жаловаться раньше, иногда продавцы действительно бывают заняты и компенсируют задержку купонами или скидками. Но 10 дней — это уже более чем солидный срок. В качестве категории жалобы указываем "NSS" — Non-shipping seller — продавец не отправляет заказ. Жалоба подается 20 октября. По правилам Бриклинка, если в течение двух недель продавец никаким образом не реагирует на спор, то покупатель в праве отменить заказ без штрафных для себя санкций — то есть после 3 ноября. В комментарии расписываем, что заказ был сделан, оплата произведена, никакой реакции, мы плачем :( Но Бриклинк, хотя и готов помочь, денег нам не вернет. Поэтому откроем спор и на Пейпале. Делаем все ровно то же самое, подробно описываем где, что и когда произошло. Обязательно указываем сайт, номер заказа, описание заказа и описываем предпринятые шаги (ждал столько-то, писал столько-то, плакал очень сильно). В центре решения проблем Пейпала точно так же можно легко просмотреть, кому и когда были отправлены какие нотификации и уведомления. Четко видно, что письмо с предупреждением и требованием ответа было отправлено продавцу. В отличие от Бриклинка, сроки здесь другие. Время жизни спора — до 9 ноября. Если за это время нет новостей ни от продавца, ни от покупателя, а спор не был эскалирован, то он закрывается и все расходятся. Более того, если я как полупатель предполагаю, что я столкнулся с самым настоящим мошеничеством и не вижу больше смысла ждать ответа от продавца, я имею право тут же повысить статус спора до статуса Claim. Тут все становится немного интереснее. Теперь у продавца есть 10 календарных дней, чтобы предоставить подтверждение отправки, в то время как у меня есть опции отменить спор, если нам удалось связаться продавцом напрямую. Если до 1-го ноября от продавца не поступает никакого ответа, спор отправляется на рассмотрение уже внутри Пейпала, и уже их сотрудники будут выносить решение по жалобе, но если они обратятся ко мне, а я не смогу предоставить необходимые данные, то спор легко может быть решен в пользу продавца (даже если он умышленно ничего не отправлял). Обычно служба поддержки не рекомендует эскалировать спор мгновенно (мало ли, продавец столкнулся с трудностями не может ответить сразу), но, опять же, никто не запрещает жаловаться сразу. А дальше остается только запастись терпением. На странице жалобы прекрасно видно, когда и сколько уведомлений было отправлено продавцу (а они отправляются многократно). В нашем случае продавец не предпринимает никаких действий, полностью игнорирует письма. Наступает 1-ое ноября и жалоба торжественно отправляется на рассмотрение в Пейпал. Оно может занять достаточно долгое время, но в нашем случае решение приходит уже на следующий день: Ву-а-ля, справедливость восторжествовала, полная сумма платежа будет возвращена на мою платежную карту (не на счет внутри Пейпала). Тут же прекрасно видно, что Пейпал заверяет нас, что даже если на счету продавца не окажется необходимой суммы, против его аккаунта будут применены меры вплоть до приостановки возможности использования. Остается только отменить заказ на Бриклинке и обнаружить, что уже не я один имел счастье работы с "уважаемым" продавцом. Возмещение платежа занимает от 1 до 5 банковских дней. Спустя всего 3 дня, то есть сегодня, я получаю на свою карту полную стоимость несостоявшейся покупки. Все выше — наглядная иллюстрация самого хужшего для покупателя сценария сделки на Бриклинке. И несмотря на кажующуюся сложность, все действия, описанные в посте, заняли суммарно не больше получаса. Подача всех жалоб и споров производится очень просто, их отслеживание прозрачно, а возможность повлиять на решение есть на любом этапе. Главное — предоставить как можно больше сведений и, конечно, стараться избегать таких ситуаций, как бы сильно не хотелось собрать всю модулярную улицу. |