Phantom's Brick Архив

Главная -> Творчество -> LEGO® Виртуальное моделирование -> Виртуальные самоделки

Паровой трактор "Румано-Модравец" Т-100. Первый социалистический. от MAYAK57

MAYAK57, 2021-02-15 20:58:34 +00:00

Проблема перехода на механическую тягу встала в полную силу перед социалистическим правительством Румании практически сразу после его формирования. Доставшееся в наследство от монархии сельское хозяйство было чрезвычайно неэффективным, что провоцировало хроническое недоедание населения, а в особо тяжелые годы - и голод. Не хватало не только хлеба, но и фуражного зерна для прокорма немногочисленных крестьянских лошадей, находившихся в основном в коммунах - крестьяне-единоличники, как и в незапамятные времена, на своих же плечах тащили плуг. Запасы армейского фуражного зерна являлись неприкасаемыми на случай войны, а закупки за рубежом были практически невозможны.

Осознание проблемы пришло быстро. Для ознакомления с ее глубиной, уже в мае 1928 года была создана комиссия под началом лично наркома земледелия тов. Патрия Инэску, в ее состав входил и будущий Председатель ЦИК РСФНР, тов. Никулэй Чамушеску. В июне-августе того же года комиссия совершила ряд поездок по государственным полям и землям реформирующихся в колхозы крестьянских общин. Результатом работы комиссии стала докладная записка на имя Председателя ЦИК тов. Рыдоя и Первого секретаря РСПТ тов. Лариниану, в которой описывалось тяжелейшее положение сельского хозяйства. Согласно общему заключению, выход из сложившейся ситуации следовало искать в тракторах, недавно появившихся в развитых странах мира - ситуация с энергоносителями, несмотря на периодические подрывы угольных шахт террористами, являлась менее критичной. Постановлением ЦИК от 29 сентября 1928 года "О создании и производстве тяговых машин" на машиностроительных заводах в г. Коваше (завод "Ларьян") и в г. Таранешти (бывш. "Машинная фабрика Луческу") началась разработка отечественных тракторов в рамках социалистического соревнования. Прототип завода "Ларьян" был представлен спустя три года, в октябре 1931 года, ТМЗ - двумя месяцами позже. Отсутствие большого опыта в создании паровых машин на ТМЗ повлекли за собой многочисленные технические проблемы, связанные с силовой установкой, но их помогли решить инженеры с "Ларьяна" в рамках товарищеской помощи. Проведенные в мае 1932 года полевые испытания показали, что силовая установка прототипа с завода "Ларьян" оказалась более мощной и надежной, чем у соперника, но повозка ТМЗ имела больший запас прочности и создавала меньшее удельное давление на грунт. По завершению испытаний, конструкторским группам обоих заводов было предложено создать единую модель, взяв лучшее от двух образцов. В конце 1932 года ТМЗ и "Ларьян" выпустили первые серийные образцы трактора марки "Т-100", являвшиеся удачным сочетанием их изысканий. Второй секретарь ЦИК РСФСР тов. Чамушеску лично встречал у ТМЗ трактор с серийным номером 0000001, из-за чего у ворот завода случился стихийный митинг. Тов. Чамушеску заявил:

Эта машина, товарищи - не просто результат дней и бессонных ночей работы наших инженеров. Это - победа всего нашего социалистического государства. Тысячи лет люди пахали землю мускульной силой - своей и животных - и продолжали делать это по сегодняшний день, но дальше так жить нельзя! Мы въедем в будущее не на крестьянской лошади, а на тракторе!

Одновременно с началом выпуска трактора, в производственных артелях (чаще всего, расположенных неподалеку от совместных хозяйств) развернулось производство множества образцов прицепов и стационарного оборудования, рассчитанного на привод от трактора Т-100.

Постановление ЦИК "О насыщении сельского хозяйства тяговыми машинами" от 1 января 1933 года предписывало создание государственных машинно-тракторных станций. Поскольку трактор был дорог для покупки, госхозы, колхозы, и даже крестьяне-единоличники могли взять трактор в аренду вместе с водителем и механиком, поскольку техническая грамотность в стране была не на высоте. Цена аренды была вполне приемлемой, затраченные на нее средства окупались многократно, что отразилось в резком росте показателей производства сельскохозяйственной продукции уже к середине второй пятилетки 1933-1937 годов. Страна была спасена от голода.

В честь подписанных с Модравией в 1936 году договоров о сотрудничестве в разных сферах (в том числе и в технической), ТМЗ был переименован в завод "Румано-Модравец", что отразилось и на наименовании трактора.

Одной из главных проблем, решенных группой конструкторов завода "Ларьян", являлось расположение шкива на одной оси с приводным зубчатым колесом, так как требовалось обеспечить разную частоту их вращения. Выход был найден в применении планетарной передачи и полого вала.

Включение/выключение главной передачи, переход на реверс и подключение нижнего горизонтального шкива происходит только при полной остановке или минимальных оборотах.

Один из примеров прицепов, произведенный артелью.

Использование трактора для приведения в действие пилорамы.